Запоминание с помощью картинок

 Данный прием автору посоветовал применить один из друзей. Сам он - кубинец, происходит из семьи потомственных дипломатов (хотя и не bilingual), где техника обучения иностранным языкам стала своеобразной традицией. По-русски он говорит почти так же, как и мы, по-французски - чуть хуже (его родной язык - испанский). Он уверил меня в том, что в случае необходимости каждый из членов семьи способен выучить любой новый язык (кроме экзотических, разумеется) за 3-5 месяцев. Круто!

 
Итак. С древнейших времен человеку всегда было легче запомнить то, что существует непосредственно рядом с ним, то, что можно увидеть и потрогать. А различные абстрактные понятия так и норовят ускользнуть из сознания и забыться. Если вам покажут красочную цветную фотографию экзотической птицы и скажут, что она называется "киви", то и месяц спустя, вы, имеете шанс вспомнить, как называется птица на фотографии или, - как выглядит киви. Если же вам сказать, что на суахили "киви" называют как-нибудь типа "друмба-драмба-тамба-ламба-амба....", то вы, наверняка, забудете об этом через десять минут. Причина? Любые слова ("киви", "археоптерикс", "какаду") - не что иное, как - абстракции; сочетания звуков или литер на листе бумаги. Произнося и не связывая с чем-либо реальным, вы забываете их с потрясающей скоростью. Ибо сами по себе в природе они не существуют. Поэтому жуткой глупостью будет сидеть и зубрить, повторяя вновь и вновь: "kettle = чайник, kettle = чайник, kettle = чайник". Так чайником и останетесь... :[ 
 
Выход? Необходимо (по возможности, конечно) связывать звучание и написание слов с конкретными образами. 
 
Можно рисовать картинки. Для этого совсем не обязательно быть художником. Вполне хватает уровня дошкольного развития. Берется кусочек бумаги. Лучше, если он будет заранее выбранного формата и плотный. На одной стороне пишется, например, - "kettle" и ['ketl], а на другой – рисуется чайник. Крайне схематично, - как сможете...: 
 
Глядя на картинку, студент должен вызвать в памяти звучание и написание слова; и наоборот, читая и произнося вслух, - представить нарисованный . Подобные карточки могут собираться в пачки, перетасовываться и предъявляться для "опознания". Своего рода игра. Развлекуха. Помимо того, что зачастую и просто рисовать бывает весьма приятно. Можно использовать более замысловатые "тренажеры", - например, - рисовать достаточно многофигурные композиции (вокзал, пляж, прилавок магазина) и делать лист прозрачной кальки, на которой в соответствующих местах будут написаны названия изображенных на рисунках предметов. Так, за один раз можно запомнить до 25 слов.
 
В последнее время данная методика широко используется в интерактивных компьютерных обучалках типа "English Gold" и т.п. Но почему-то (по крайней мере, - лично для меня) эффективность бумажных "тренажеров" остается значительно большей. Полагаю, что дело тут вот в чем: рисуя картинку, любой человек вкладывает в нее эмоции, - имеет место, как сказал бы психолог, идентификация с объектом деятельности. А эмоции очень сильно влияют на крепость запоминания (об этом еще будет дальше). Рисующий еще и обдумывает рисуемый предмет, медитирует над ним. Поэтому картинки, нарисованные лично студентом, способствуют запоминанию намного (насколько намного - трудно оценить) больше, чем разглядывание готовых, уже нарисованных кем-то другим, изображений (например в "English Gold"), снабженных подписями. 
 
Если с конкретными и простыми объектами (котами, самолетами, облаками) все вроде-бы ясно, то как быть в данном случае с более отвлеченными вещами, такими как например, понятие "утонченность", "античность", "стихийность" и т.п. Здесь спасти может лишь фантазия и умение строить ассоциативные связки. Например, "античность" (antiquity [эn'tikwiti] - на самом деле - это слово можно легко заппомнить и так, благодаря интернациональности звучания) может соответствовать композиции, сочетающей в себе античную колонну, амфору, древнегреческий шлем и т.п. Эксплуатируйте воображение. Опасайтесь лишь, что ассоциации в дальнейшем укажут вам ложный путь и, глядя на описанную коллекцию предметов, вы решите, что это не "античность", а - "музей" или - "археология". Конкретизируйте. Ищите наилучшую аналогию. Учитывайте другие нюансы (абстрактные понятия часто интернациональны: философия = philosophy, религия = religion и т.п.)
 
Недостатком метода является трудоемкость. Но ведь и язык вы учите не на месяц, а на всю оставшуюся жизнь. Крепость же запоминания в данном случае гарантирована.
 
Ограничение в применении. Данный метод универсален. И не универсален. Он особенно хорош в том случае, если человек только-только начинает изучение слов и не усвоил еще наиболее часто встречающиеся понятия. При помощи метода лучше всего запоминать основные значения обыденных понятий: the lake = озеро, the rabbit = кролик. Оттенки и нюансы (смелый будет одновременно и - courageous, и - bold, и - daring, и - audacious) следует осваивать при более изощренных методик (см. ниже)
 
Недостойное возражение. Часто я советовал этот метод своим друзьям и знакомым и наиболее частым возражением было: "я не умею рисовать. У меня эта фишка не сработает". Я тоже не умею рисовать. Да тут и не нужно быть Сальвадором Дали. Вполне достаточно быть поздним Малевичем..:) Квадрат-то каждый нарисует. Автомобиль, самолет, человечка, - тоже... В институтах, к примеру, поверхности всех парт в аудиториях превращены в настоящие художественные галлереи. Встречаются порой настоящие шедевры...
 
Развивая мысль (лично я этого не делал). Картинки, - это, конечно - хорошо. Но вот возня с ними может утомить. Я неоднократно читал о людях с необычной образной (эйдетической) памятью. Ее еще называют "фотографической". Посмотрит такой человек на груду различных вещей и "сфотографирует" в памяти. Потом, - сможет подробно описать, где что лежит, - просто рассматривая свою "внутреннюю картинку". Но это - уникумы. У нас дела не так блестящи. Но можно что-то сделать и в этом направлении. Сразу же предупрежу, что лично я этого не делал (видимо слишком ленив). Можно пытаться при помощи мысленного взора создавать различные образы предметов (визуализировать их) и - связывать с написанием и звучанием анг. слов. В литературе по аутотренингу и НЛП я неоднократно натыкался на упражнения по визуализации. Для этого следует развивать в первую очередь внимание и зрительное воображение. Для меня (полагаю, что и для Вас), например больших трудов стоит представить простой спичечный коробок и хотя-бы 10 секунд удерживать созданный образ в устойчивом виде. Зато, если Вы вдруг овладеете сей техникой, - Ваши возможности сильно возрастут не только на ниве языкознания...
 
Отвечая читателям. Недавно один man прислал письмо, в котором сообщил, что для него вышеописанный метод прекрасно работает безо всяких картинок. Он занимается этим делом с незапамятных времен. Вместо картинок - пишет на бумажках русский перевод. Увы. У меня это не вышло. Полный провал. Без картинок я пытался работать и с карточками, и с компьютерными программами-тестерами. Все впустую. Видимо дело здесь в преобладающем виде памяти (логическая (вербальная) или - зрительная (образная)) и в доминирующем каналле восприятия (согласно классификации НЛП - зрительный, слуховой, кинестетический). У меня, как и у большинства человеческих особей, преобладает зрительный каналл (и соотвественно, - образная память), а у писавшего письмо - слуховой каналл (и соответственно - логическая память). 
 

 


 

 
На нашем сайте вы можете найти нужную Вам информацию об обучении в различных странах мира, России и СНГ. Интересные статьи помогут Вам разобраться, куда направиться учиться, какие методики выбрать для более эффективного изучения иностранных языков. Здесь так же представлен обзор курсов английского языка, а также подборка ресурсов для прохождения онлайн тестов. Онлайн тесты помогают оценить начальные знания изучающего иностранный язык. Это нужно для того, чтобы узнать, какие методики обучения иностранного языка подходят, позволяют понять уровень подготовки человека. Есть помощь для предэкзаменационной подготовки для школьников и студентов. Учителя могут найти для себя интересные наработки по обучению. Подводя итог об этом разделе можно сказать следующее: здесь можно найти практически все, что касается обучения английскому языку, приятного просмотра!