Научные принципы развития памяти
Существует много школ тренировки и развития памяти, но необходимо предостеречь занимающихся по методам, основанным на мнемонике и эйдетике, поскольку к развитию памяти эти методы не имеют никакого отношения. Их разработчики озабочены, прежде всего, возможностями запоминания бессвязной информации вне всякого контекста и демонстрацией фокусов на основе эксплуатации некоторых особенностей психики. Подобные приемы не только не приносят пользы в жизни человека, но скорее наносят вред. Истинное значение памяти для человеческой деятельности гораздо глубже как в философском, так и в житейском плане.
Важно понимать, что информация нужна человеку в первую очередь для принятия правильных решений, поэтому вся полученная информация должна быть взаимосвязана и служить формированию мировоззрения.
В качестве отрицательного примера можно привести часто эксплуатируемые новейшие методики запоминания иностранных слов. Если человек запомнит перевод отдельных слов, это еще не значит, что он сможет адекватно употреблять их в связной речи или будет способен воспринимать иностранную речь, так как перевод каждого слова и грамматическое построение фраз будут требовать к себе отдельного внимания и времени, ни о какой беглой речи и живом общении с носителем иностранного языка в этом случае говорить не приходится, несмотря на безупречное знание лексики и грамматики. В итоге получается, что классическое обучение иностранному языку по-прежнему эффективнее и экономичнее.
Более полезна методика, основанная на тренировке моторного речевого и слухового понятийного навыка для работы с иностранным языком. Этот метод эффективнее классического более чем в 20 раз.
РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ СПОСОБСТВУЮТ ЗНАНИЯ!!! Это объясняется нейрофизиологическими особенностями осознанных процессов. Не вдаваясь в детали: поисковые процессы нервного импульса возбуждают уже известный рисунок-мозаику в коре головного мозга, что собственно и является вспоминанием информации. Чем больше знаний, тем больший объем информации может соприкоснуться с тем, что уже известно, и тем более цепкой становится память. Считается, что новая информация усваивается только в том случае, если она составляет не более 20 - 30% от общего объема уже известных знаний. Это же является одной из причин того известного факта, что каждый последующий иностранный язык учить легче, чем предыдущий.
На область знаний подсоединяется тем больше новой информации, чем больше сама эта область знаний. При этом возможности мозга практически безграничны.
Внимание, а также скорость и качество мышления в этом процессе запоминания также играют не последнюю роль, так как являются своего рода поставщиком информации и цементирующей основой для новых информационных блоков.
Вывод заключается в том, что тренировка памяти – это не односторонний процесс, а взаимообусловленные многофакторные действия, влияющие на все психоинформационные свойства мозга. Только такой подход может обеспечить надежную, а главное безопасную работу с информацией, создать условия для формирования высокого интеллекта.