Традиционные и нетрадиционные методики изучения английского языка
Иностранный язык можно учить в школе, институте, на специальных курсах, но так и не выучить, "заработав" клеймо "неспособного" к языкам. Однако если для полного счастья или удачной карьеры как раз этого языка и не хватает, ничего не остается, как попытаться все-таки выучить его. И "чудо" состоится, если выбрать наиболее эффективную для вас методику.
Методики преподавания английского языка, используемые в настоящее время в Узбекистане, можно разделить на традиционные и нетрадиционные. Традиционные – это "как учили в школе": звуки, буквы, грамматика, сборка фраз по образцам из отдельных слов, чтение, перевод. До недавнего времени у общеобразовательной школы в этом альтернативы не было. Но в последние годы учебники заметно изменились в лучшую сторону. Авторы получили свободу творчества. Например, "та самая" Наталья Бонк (одна из авторов знаменитого в прошлом двухтомного учебника английского языка) написала новый учебник под названием "Английский шаг за шагом". В нем соблюдены традиционные принципы преподавания, однако не осталось и следа от невыразимо скучной жизни "комрада Петрова", который работал на "фэктори". Книга полна живых диалогов из повседневной жизни современного человека.
Лучшее место для изучения английского языка по традиционной методике – спецшкола или языковой вуз. Можно также поступить на курсы, предлагаемые различными центрами по изучению иностранных языков. Отличительные черты традиционной методики – экстенсивность и основательность. Такие курсы длятся не менее 1 года. Здесь, в отличие от интенсивных курсов, студент не пытается "погрузиться" и начать думать на изучаемом языке, а с холодным грамматическим расчетом переводит каждую фразу с русского на английский и наоборот. Традиционной методикой пользуются те, кому язык нужен не как средство, а как цель. То есть филологи-лингвисты, обреченные копаться в структурах языка, и те, кто хочет владеть им в совершенстве – писать, читать, переводить, свободно общаться на нем.
Школы, следующие нетрадиционной методике, как правило, очень четко понимают, кто их потенциальный клиент. Безусловно, это в первую очередь, те самые "не способные к языкам" (кстати, неплохо образованные личности). А также очень занятые люди, у которых нет времени на основательное изучение языка традиционным методом. А если учесть, что на чудо надеются еще и просто ленивые люди, можно с уверенностью сказать, что контингент у курсов, использующих нетрадиционные методы обучения, весьма обширен. Однако люди, которые готовы вкладывать немалые деньги за то, чтобы не напрягая ни одну из извилин, получить мгновенный результат, обычно преувеличивают ожидаемый эффект. Как правило, такие методики делают акцент на какой-то одной стороне изучения языка, например, на развитии разговорных навыков или умении воспринимать язык на слух. К тому же любой нетрадиционный способ, что бы он ни обещал, все-таки потребует от вас немалых усилий.
"Нетрадиционные" методики, часть из которых тайно зрела в советские времена, сегодня представлены на языковом рынке весьма разнообразно. В основном они направлены на выработку навыка свободного общения на изучаемом языке. Атмосфера таких занятий обычно дружеская и непринужденная, совсем не похожая на традиционно понимаемый урок. Отличительная черта таких занятий – интенсивность. Это не обязательно краткосрочное обучение, но всегда напряженное. Интенсив предполагает активизацию резервных возможностей человека (памяти, восприятия, мышления, воображения). Поэтому говорить вы начнете на первом же уроке, а запомнить две-три тысячи слов за пару месяцев помогут ролевые игры и другие специальные приемы. Серьезных методик, которые исповедуют интенсив, всего три: Китайгородской, Шехтера и "Система-3" (по методике Шехтера). Все они разработаны в России и в том или ином виде используются в Узбекистане.
"Школа Китайгородской" уже подтвердила свою состоятельность многолетней (более 25 лет) и удачной работой как в России, так и в других странах. Она основана на системе обучающего общения. Слушатели общаются не только с преподавателем, но и между собой. Группы обычно состоят из 10-12 человек.
Другая солидная авторская школа – Игоря Шехтера – использует метод эмоционально-смыслового освоения иностранного языка. Она существует около 30 лет и имеет более 100 филиалов в России, странах СНГ и дальнего зарубежья. Один из постулатов метода: "Для эффективного освоения чужого языка требуется не воспроизведение фразы и конструирование по образцам, а активное языковое творчество".
"Система-3" применяет методику Шехтера, но не слепо копируя , а используя только самые сильные ее стороны. Кроме авторского учебника Шехтера, здесь применяются современные аудиокурсы зарубежных издательств и видеоматериалы. Однако это не учебные передачи, а художественные или научно-популярные фильмы. В интервалах между 100-часовыми интенсивными этапами проводятся лексико-грамматические курсы по 64 часа каждый.
Широко используется в настоящее время и так называемая "коммуникативная" методика освоения языка, рассчитанная на людей, уже имеющих хотя бы элементарный уровень знаний. Эта методика была разработана англичанами после второй мировой войны. Занятия по такой методике у нас ведут только носители языка. Все новые слова, понятия и грамматические конструкции объясняются при помощи известной слушателям лексики. Если ее не хватает – помогают жесты, схемы, рисунки.
Каждая из упомянутых методик имеет свои положительные и отрицательные стороны. Но при правильном использовании они эффективно помогают в изучении языка.