Аксиологический аспект интерактивных методов обучения английскому языку
Голубкова О.А., Волкова Е.Г.
Инновации и образование, несмотря на их практически равноценную значимость для мирового сообщества, тем не менее, находятся в отношении противоречия друг к другу. Инновации в образовании могут нести в себе как положительный заряд, прогрессивный подход в подаче материала, транслирование знаний с учетом новых технологий, использование творчества преподавателей высшей школы и студентов, так и отрицательный, в силу того, что институт образования консервативен по своей сути и опирается в первую очередь на устойчивые знания и опыт поколений, а инновации не способствуют стабильности в подаче знаний, вносят дезорганизацию в отлаженную структуру образования, в связи с чем вызывают сопротивление, непонимание и отрицание новвоведений (Вернадский В.И., Модестов А.П., Пигров К.С., Чижевский А.Л. и др.).
Инновации в образовании необходимы для развития системы образования. В идеале человек в рамках образования должен встать на путь сознательного и ответственного выбора тех способов мышления и действия, которые способствуют сохранению жизни, культуры и природы. Цели и назначение современного образования не должны ограничиваться традиционным представлением: образование - это усвоение определенной суммы знаний, основанной на преподавании фиксированных предметов и дисциплин, закрепленных в Госстандартах подготовки специалистов. Сторонники инновационного подхода в образовании считают, что основой современного образования должны являться не столько учебные предметы, сколько способы мышления и деятельности, такие как инновационные методы рефлексивного характера (Антипин Н.А., Гершунский Б.С., Долженко О.В., Розин В.М. и др.). К таким методам следует отнести интерактивные методы обучения, способствующие как самоосмыслению и самоизменению педагогической практики, так и саморазвитию, самоосознанию своих возможностей и ценностей студентами высших учебных учреждений.
Наш вуз (Государственный университет - Высшая школа экономики, СПб. филиал), набрав в 2005году первый курс психологов, заявил в программе подготовки будущих специалистов в области организационной психологии и управленческого консультирования об использовании интерактивных технологий с самого начала их обучения.
Интерактивное обучение имеет ряд преимуществ, прежде всего, потому, что оно связано с групповом взаимодействием всех участников и с эмоциональной включенностью и активностью каждого в процессе работы. В связи с этим групповые методы выходят далеко за пределы учебных и терапевтических целей. Они являются средством самопознания и познания других людей, формируют мировоззрение, способствуют личностному развитию и пониманию поступков и мотивов поведения окружающих, развивает у студентов коммуникативную компетентность, столь необходимую для специалиста, работающего в области человеческих отношений. Чтобы успешно усвоить роль психолога-тренера, который значим для участников любого психологического тренинга и наделен властью, студентам необходим большой объем тренировок в качестве участника, чтобы распознавать в себе и у окружающих антиморальные тенденции, например, как стремление к самоутверждению и господству через унижение личности другого. Этическая окраска интерперсонального опыта, получаемого студентами вовремя психологического тренинга (ПТ) решающим образом зависит от личности ведущих занятия и их коммуникативного взаимодействия, а также от самой группы. В результате первого тренинга, ориентированного в первую очередь на самопознание и сплоченность группы, мы получили подтверждающие данное утверждение факты. Так, если в первой группе, где эмоциональная вовлеченность участников коррелировала с открытыми, доверительными отношениями между членами группы, субъективная оценка успешности тренинга оценивалась намного выше (6 баллов из 7 возможных), чем во второй группе, эмоциональная вовлеченность сопровождалась недоверием и конкуренцией за власть, тревогой быть неуспешным и непонятым (4 балла из 7). Причем негативные ощущения на уровне личности в данной группе приписывались другим членам группы при высокой оценке деятельности ведущих. Тем не менее, в группах наблюдалась динамика развития и положительные результаты: с каждым последующим занятием увеличилась включенность в работу (в первой группе она от 5,9 баллов возосла до 6,39 из 7 возможных баллов; во второй группе включенность возросла от 5,46 до 5, 64 баллов).
Таким образом, подготовка психологов-тренеров очень ответственное занятие, хотя бы потому, что, оно направлено на принятие собственной личности и ее развитие, на формирование групповых норм и ценностей, что помимо обучающих целей невольно затрагивает и уровень воспитания личности.