Аксиологический аспект интерактивных методов обучения английскому языку

 Голубкова О.А., Волкова Е.Г. 

Инновации и образование, несмотря на их практически равноценную значимость для мирового сообщества, тем не менее, находятся в отношении противоречия друг к другу. Инновации в образовании могут нести в себе как положительный заряд, прогрессивный подход в подаче материала, транслирование знаний с учетом новых технологий, использование творчества преподавателей высшей школы и студентов, так и отрицательный, в силу того, что институт образования консервативен по своей сути и опирается в первую очередь на устойчивые знания и опыт поколений, а инновации не способствуют стабильности в подаче знаний, вносят дезорганизацию в отлаженную структуру образования, в связи с чем вызывают сопротивление, непонимание и отрицание новвоведений (Вернадский В.И., Модестов А.П., Пигров К.С., Чижевский А.Л. и др.). 

Инновации в образовании необходимы для развития системы образования. В идеале человек в рамках образования должен встать на путь сознательного и ответственного выбора тех способов мышления и действия, которые способствуют сохранению жизни, культуры и природы. Цели и назначение современного образования не должны ограничиваться традиционным представлением: образование - это усвоение определенной суммы знаний, основанной на преподавании фиксированных предметов и дисциплин, закрепленных в Госстандартах подготовки специалистов. Сторонники инновационного подхода в образовании считают, что основой современного образования должны являться не столько учебные предметы, сколько способы мышления и деятельности, такие как инновационные методы рефлексивного характера (Антипин Н.А., Гершунский Б.С., Долженко О.В., Розин В.М. и др.). К таким методам следует отнести интерактивные методы обучения, способствующие как самоосмыслению и самоизменению педагогической практики, так и саморазвитию, самоосознанию своих возможностей и ценностей студентами высших учебных учреждений. 

Наш вуз (Государственный университет - Высшая школа экономики, СПб. филиал), набрав в 2005году первый курс психологов, заявил в программе подготовки будущих специалистов в области организационной психологии и управленческого консультирования об использовании интерактивных технологий с самого начала их обучения. 

Интерактивное обучение имеет ряд преимуществ, прежде всего, потому, что оно связано с групповом взаимодействием всех участников и с эмоциональной включенностью и активностью каждого в процессе работы. В связи с этим групповые методы выходят далеко за пределы учебных и терапевтических целей. Они являются средством самопознания и познания других людей, формируют мировоззрение, способствуют личностному развитию и пониманию поступков и мотивов поведения окружающих, развивает у студентов коммуникативную компетентность, столь необходимую для специалиста, работающего в области человеческих отношений. Чтобы успешно усвоить роль психолога-тренера, который значим для участников любого психологического тренинга и наделен властью, студентам необходим большой объем тренировок в качестве участника, чтобы распознавать в себе и у окружающих антиморальные тенденции, например, как стремление к самоутверждению и господству через унижение личности другого. Этическая окраска интерперсонального опыта, получаемого студентами вовремя психологического тренинга (ПТ) решающим образом зависит от личности ведущих занятия и их коммуникативного взаимодействия, а также от самой группы. В результате первого тренинга, ориентированного в первую очередь на самопознание и сплоченность группы, мы получили подтверждающие данное утверждение факты. Так, если в первой группе, где эмоциональная вовлеченность участников коррелировала с открытыми, доверительными отношениями между членами группы, субъективная оценка успешности тренинга оценивалась намного выше (6 баллов из 7 возможных), чем во второй группе, эмоциональная вовлеченность сопровождалась недоверием и конкуренцией за власть, тревогой быть неуспешным и непонятым (4 балла из 7). Причем негативные ощущения на уровне личности в данной группе приписывались другим членам группы при высокой оценке деятельности ведущих. Тем не менее, в группах наблюдалась динамика развития и положительные результаты: с каждым последующим занятием увеличилась включенность в работу (в первой группе она от 5,9 баллов возосла до 6,39 из 7 возможных баллов; во второй группе включенность возросла от 5,46 до 5, 64 баллов). 

Таким образом, подготовка психологов-тренеров очень ответственное занятие, хотя бы потому, что, оно направлено на принятие собственной личности и ее развитие, на формирование групповых норм и ценностей, что помимо обучающих целей невольно затрагивает и уровень воспитания личности. 

 


 

 
На нашем сайте вы можете найти нужную Вам информацию об обучении в различных странах мира, России и СНГ. Интересные статьи помогут Вам разобраться, куда направиться учиться, какие методики выбрать для более эффективного изучения иностранных языков. Здесь так же представлен обзор курсов английского языка, а также подборка ресурсов для прохождения онлайн тестов. Онлайн тесты помогают оценить начальные знания изучающего иностранный язык. Это нужно для того, чтобы узнать, какие методики обучения иностранного языка подходят, позволяют понять уровень подготовки человека. Есть помощь для предэкзаменационной подготовки для школьников и студентов. Учителя могут найти для себя интересные наработки по обучению. Подводя итог об этом разделе можно сказать следующее: здесь можно найти практически все, что касается обучения английскому языку, приятного просмотра!