Учим английский в чате?
Сфера дистанционного обучения чрезвычайно богата идеями и возможностями. На фоне активного использования компьютерных телекоммуникационных технологий для обучения на расстоянии особое развитие на сегодня получило изучение иностранных языков online. В интернете представлено огромное количество виртуальных языковых курсов. Можно ли их воспринимать всерьез, или это один из инструментов для желающих заняться самосовершенствованием? Об этом мы попросили рассказать Светлану Жаворонкову, координатора программ дистанционного обучения международного языкового центра Language Link.
CF: Какие языки можно дистанционно изучить в вашем центре?
С.Ж.: Мы предлагаем дистанционную программу только по английскому языку. Наша школа основана в Лондоне, и английский - ее основное направление. К тому же на дистанционные программы по изучению других иностранных языков особого спроса не наблюдается.
CF: Чем вызван спрос на English online? С.Ж.: Дистанционное языковое обучение идеально подходит для нашей страны: люди проживающие в отдаленных уголках, могут изучать английский и общаться с носителями языка. Кроме того, эта форма обучения поощряется политикой нашего государства: в 2002 году Думой РФ был подписан приказ "Об утверждении Методики применения дистанционных образовательных технологии (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации" - о развитии дистанционного образования в масштабах страны по разным предметам.
CF: В чем заключаются основные преимущества дистанционной формы обучения?
С.Ж.: Это реальная возможность повысить свою квалификацию в удобное для вас время и в заданном вами темпе, при этом по сравнению с очными курсами стоит совсем недорого - 45 у.е. за один уровень (четыре месяца обучения) плюс оплата интернет-услуг. Не требуется никаких специальных условий: виртуальная действительность интернет-технологий воссоздает настоящую атмосферу обучения в классе с квалифицированным преподавателем у вас дома или в офисе. Еще одно преимущество данной формы - индивидуальный подход к каждому студенту: вы проходите ту программу, которая соответствует вашему языковому уровню. Для компаний, имеющих филиалы в разных географических точках страны, дистанционная форма является практически единственным способом организовать корпоративное обучение. Никакие рабочие совещания не смогут сорвать виртуальные занятия. И еще одно важное преимущество - заложенная в программе функция контроля: преподаватель отслеживает, как продвигается процесс обучения, контролирует посещения виртуальных занятий, и не дает возможности "халтурить".
CF: Но интернет не может заменить преподавателя…
С.Ж.: Современные интернет-технологии позволяют это компенсировать: любой дистанционный курс обязательно должен быть интерактивным. То есть предусматривать обязательное общение с преподавателем, организацию виртуальных классов. В нашей программе есть функция, которая позволяет слушать объяснения преподавателя, как будто вы находитесь в классе: доска, голос учителя, объяснения на доске, студенты задают вопросы и так далее - в общем, полная имитация классной комнаты.
CF: Но как при виртуальном общении преподаватель может почувствовать проблемы ученика? С.Ж.: Во-первых, вы всегда можете связаться с преподавателем по электронной почте и задать любые вопросы. Во-вторых, программа фиксирует каждое выполненное задание и определяет правильность его выполнения - по результатам табеля преподаватель сразу сможет увидеть, по каким темам у вас возникли проблемы. Кроме того, сама программа моделирует дополнительные упражнения по проблемным зонам. Например, если вы получили низкий результат по заданию на аудирование, преподаватель назначит дополнительную работу над ошибками.
CF: Как при дистанционном обучении решается проблема разговорной практики?
С.Ж.: В программе предусмотрена функция, позволяющая обучающимся записывать свою речь с помощью микрофона и отправлять ее преподавателю на прослушивание. Еще один вариант решения - общение в голосовом чате, но для этого нужно очень высокое качество интернет-соединения. Но, не смотря на возможности современных интернет-технологий, разговорная практика по-прежнему остается большой проблемой.
CF: И все-таки, можно ли с помощью дистанционного обучения научиться говорить на языке? Или оно направлено на развитие других навыков, например, умения переводить текст?
С.Ж.: Как раз переводу мы не учим. Программа рассчитана на развитие навыков чтения, аудирования, письма и, конечно же, говорения. У нас есть озвученные онлайновые словари, которые позволяют правильно заучивать произношение слов. Дистанционная форма также может использоваться в качестве дополнительной к любому очному курсу - ее можно сравнить с электронным учебником, который вы берете на прокат в библиотеке. К тому же по цене получается одно и то же - или купить учебник, или купить курс, из которого вы сможете извлечь максимальную пользу.
CF: Какая литература и программы лежат в основе вашего "онлайнового английского"? С.Ж.: Сама форма дистанционного обучения зародилась в Штатах, поэтому большинство он-лайновых программ - американского происхождения, курсов британского английского пока еще нет. На данном этапе мы используем всевозможное программного обеспечение, сделанное в США.
CF: Все ли могут учиться на курсе дистанционного обучения? С.Ж.: На нашем сайте есть специальный опросник - "Насколько вам подходит дистанционная форма". Конечно, от вас потребуется целеустремленность и усидчивость - несмотря ни на что придется заставлять себя заниматься самостоятельно. Конечно, мы предлагаем интересные материалы, но если вы не любите работать за компьютером, и вам не нравится виртуальное общение, вряд ли у вас получится. Хотя, попробовать можно всем.
CF: Сегодня в интернете есть масса бесплатных языковых порталов и дистанционных курсов. Что вы о них думаете?
С.Ж.: Как правило, они предлагают ограниченное количество информации. На нашем сайте тоже есть функция бесплатного обучения - демоверсия, которая позволяет взять бесплатный урок. Такую возможность должна предлагать любая дистанционная языковая программа. К счастью, таких порталов очень много, и их можно анализировать с различных точек зрения. Но обязательный элемент любого курса - интерактивность обучения, без которого программа превратится в электронный учебник.
CF: И все-таки проблема отсутствия живого общения остается нерешенной. Не повлияет ли это отрицательно на дальнейшую судьбу онлайнового обучения? С.Ж.: Главное в процессе обучения - почувствовать свою принадлежность к коллективу, понять, что вы учитесь не сами по себе, а вместе с классом и преподавателем. Этому очень способствует общение в языковых чатах - оно очень заразительно. А что касается реального общения, то я рекомендую поучиться в течение года на дистанционной программе (если у вас нет возможности ходить на очные курсы), а потом пройти курс интенсивного языка, где вы сможете воплотить получение знания в разговорную речь. Мы это рекомендуем и корпоративным клиентам: отправить после онлайнового изучения английского сотрудников куда-нибудь на недельку для разговорной практики.
Газета "The career forum" № 3, 2005