Сан-Франциско - богема в зелени
Уже вторые сутки я продвигался автобусами компании Greyhound к Калифорнии. О приближении к южному штату я понял не из объявлений водителя, а проснувшись от криков посреди ночи. Это представители негритянских народов, почему то никогда не снимающие пуховиков, оккупировали места вокруг туалета и спорили обо всем на свете. Громко, в стиле рэп, они повторяли по 2-3 раза одно и тоже на махровом негритянском диалекте (не хватало только музыки). Среди всего месива слов можно было разобрать только два: "Brother" и "Cisco"... То, конечно, не было призывом вступать в "Братство любителей компании Cisco", а шло взаимное бахвальство о том, кто знает больше имен главарей чернокожих гангстеров в Сан-Франциско.
Об этом городе я не знал ничего, кроме его названия, и поэтому, вслушиваясь в их спор, стал постепенно вспоминать. Всплыли из памяти нью-йоркские каменные джунгли, грязь, темнота и тому подобное... В мелких и крупных городах на нашем пути, в дополнение к вечно активным и не засыпающим неграм стали подсаживаться мексиканцы и товарищи с азиатскими чертами лица.
Песчаные горы Вайоминга сменились скалистыми и заснеженными вершинами Калифорнии. Мы проносились мимо горнолыжных баз расположенных цепочкой на склонах скалистых гор. Пассажиры обсуждали сложность прохождения местных горнолыжных трасс. В этот момент я и осознал, почему Калифорния так популярна. Здесь тебе и солнце, и океан, а если перегрелся - пожалуйте на вершины, чтобы остудится и прокатится с ветерком.
После высадки из автобуса, спешу внутрь автовокзала. Автовокзал находится прямо в центре города, в нижних этажах одного из небоскребов. Мои опасения что уже не удастся увидеть "белолицых" в Сан-Франциско, развеиваются сразу же как слышу русское "СЮДА!". Оборачиваюсь. Люба машет мне рукой и увлекает меня по многочисленным переходам и лестницам вниз, к земле. Как важно иметь "своего человека" в городе!
Она проворно петляет среди потоков людей в бизнес костюмах, а я пытаюсь поспевать, аккуратно распихивая себе дорогу рюкзаком и спальником. Люба работает в офисе неподалеку и не смотря на очень загруженное расписание дня, пожертвовала свой обеденный перерыв специально чтобы меня встретить.
В даунтауне деловой стиль жизни и мы тоже все делаем быстро и по плану. Заскакиваем в одно из кафе с прозрачными стенами, где нас уже ожидает муж Любы - Джим, с сэндвичами для всех троих. Сэндвичи (огромные и со множеством всякого-всякого) в бизнес части города очень популярны и составляют длинный список в ланч-меню местных кафе.
Погружаемся в машину и начинаем выбираться из центра. Жадно смотрю на пролетающие мимо дома и кварталы. Пытаюсь всмотреться в лица идущих по улицам людей. Поражаюсь большому количеству мотоциклов, припаркованных на специальных стоянках, около тротуара. На мое восклицание, Джим мне разъясняет - "Земля в Сан-Франциско очень дорогая".
И в течении всех этих двух недель я еще часто вспоминал эту фразу отмечая множество людей на велосипедах, скутерах, мотоциклах и самокатах с моторчиками. Вся архитектура здесь как бы стремиться ввысь. Видимо поэтому большинство фотографий, которые я отснял в этом городе, имеют вертикальную ориентацию. Даже церкви вынуждены мирится со сложившимися условиями. Зажатые слева и справа прилепившимися домами, они видимо уже и не мечтают о палисадниках с деревьями и скамеечками.
Сан-Франциско - город большой, интересный и спокойный, к которому адаптируешься поразительно быстро. Можно смело двигаться пешком в любом направлении и не боятся заблудиться. Улицы пересекаются очень часто, кварталы маленькие и пройти 10 перекрестков подряд - ничего не стоит.
Весь город расположен на холмах. Поэтому местные улицы имеют многочисленные подъемы и спуски. Вначале это обескураживает, а потом привыкаешь. "Взмывания" и "падения" старинного трамвая (Cable Car) по крутым склонам уже не пугает приезжих, а наоборот развлекает. Cable Car - это местная достопримечательность и гордость, которую сохранили в своем оригинальном виде в центральной части города. Трамваи двигаются не по рельсам, как обычные, а по кабелю, скрытому в углублениях дороги. Повороты и торможение трамвая осуществляются вручную. Когда сидишь на открытой скамейке свесив ножки в сторону дороги, а трамвай как раз на самой вершине горы, приходят такие мысли: "А что если у этого мужичка, например, неожиданно заболит рука, он не дотянет ручной тормоз, и мы лихо полетим вниз, к небоскребам..."
Кабельный трамвай ходит по нескольким маршрутам от центральной улицы Market Street в несколько точек. Рекомендую проехаться хотя бы один раз, к примеру, до улицы Lombard. Вернее до того места, где эта улицы делает целых 5(!) крутых поворотов на коротком расстоянии, резко уходя вниз. Настоящая мощеная мостовая из красного дорожного кирпича. Сюда постоянно приезжают туристы на машинах и такси, только для того чтобы проехать эти все повороты. Машины двигаются под уклоном медленно и осторожно - боятся сорваться.
Вообще к зеленым насаждениям местные жители относятся очень внимательно. Повсюду цветы, трава, деревья (даже на крышах зданий в деловом центре), вьющиеся растения по стенам и даже вьющиеся розы, парки большие и маленькие. Многие парки были выращены людьми буквально на песке, там, где ничего не было и не росло. Наиболее большой и старый - Golden Gate Park. Это место очень популярно для отдыха, как у местных жителей, так и у туристов. Так и остается впечатление, что особенные черты Сан-Франциско - это зелень, цветы и... лестницы.
Лестницы действительно на каждом шагу. В архитектуре частных коттеджей прослеживается примерно один стиль. Это двух-трех этажное здание, где в первом уровне находится гараж, а лестница ведет сразу на второй этаж, в жилую зону. Для вторых этажей здесь до сих пор принято использовать восьмигранные или круглые планировки, что придает этому городу свой неповторимый шарм. Свои дома местные жители предпочитают окрашивать в светлые или яркие цвета. Розовые, голубые, ярко синие или ярко желтые, скорее правило, чем исключение.
Современный Сан-Франциско очень красив и блещет чистотой. И вы не заметите никаких признаков разрушений прошлого. А ведь этот город перенес два очень сильных землетрясения в прошлом веке. Первое в 1906 и второе в 1989 годах. Землетрясения эти разрушали почти все строения до основания. Выстояли только здание порта и пара церквей. Одна из них - Mission Dolores - основанная в 1776 году, сохранилась в своем первозданном виде и является самой старой церковью в Калифорнии.
Этот город просто пропитан атмосферой искусства и дизайна. Гуляя по городу можно увидеть множество скульптур и композиций любых направлений, от самых классических, до ультрасовременных. Они встречаются повсюду: в парках, на больших и маленьких улицах, в пентхаусах, переходах и в офисных зданиях. Очень часто, на стенах зданий можно увидеть яркие граффити. Многие простые инженерные здания из-за этого выглядят более яркими и привлекательными. В этой атмосфере, даже местные бродяги кажутся более нарядными. Я пытался отснять как можно больше этих картин на стенах, и все всматривался в надписи - "нет ли там хорошо знакомого русского слова из трех букв?..." И я все же нашел одно слово по-русски, но только не из трех, а из пяти букв: "жизнь". Приятно.
Это было как раз недалеко от Castro San Francisco's Movie Palace. Здесь только что прошел 45-й международный кинофестиваль. Вообще, по сравнению с другими американскими городами, Сан-Франциско - город очень богемный. Он славится своим балетом, операми, художественными выставками, кинофестивалями и музеями. Видимо все начинается с наличия большого количества колледжей и университетов, специализирующихся на преподавании искусства, дизайна, архитектуры, музыки и пения. Только с первого беглого взгляда их можно насчитать порядка 15-ти, не считая художественных факультетов в колледжах широкого профиля.
Теперь я и не удивляюсь тому, что в 1969 году здесь был взрыв движения хиппи. Была почва, на которой могли дать всходы идеи такого характера. И тысячи сан-францисских студентов, после учебного дня, под лозунгами "Оставьте на Земле цветы" и "Лучше заниматься любовью, чем войной" отправлялись прямиком в Golden Gate Park, где и спали прямо на траве, протестуя против капиталистических устоев. Помню даже наш советский журнал "Огонек" восхищался ими в брежневские времена.
Отголоски тех времен и сейчас можно найти в череде магазинчиков на улице Haight, рядом с парком. В этом районе ходят самые настоящие панки в высоких десантных ботинках, с самыми настоящими красными и зелеными эрокезами на голове. Хиппи, правда, почему-то не встречаются. Видимо потому, что хоть в этих магазинах и продается атрибутика на любой вкус, но чтобы "прикинуться по-неформальному" нужно выложить от 200 до 500 долларов.
Для ценителей, а главное покупателей, произведений искусства, рекомендую пройтись по улице Hayes, что идет от центральной Market Street. Там Вы найдете череду маленьких частных галерей, в которых можно найти штучные экземпляры картин, керамики и стекла в современном американском, европейском и японском стилях, а также арт-деко, модерн и многое-многое другое.
В один из свободных дней я созвонился с Джеки. Влюбленная в Сан-Франциско и его окрестности, она любезно согласилась свозить меня к океану и показать местные высокие вершины прямо недалеко от города. День выдался ясный и солнечный. Мы переехали Golden Gate мост и забрались на самую высокую точку в округе, куда можно попасть только по небольшой дороге, вьющейся среди зеленых холмов. Общественный транспорт сюда не ходит и люди добираются только либо на машине, либо на велосипеде. Кстати, у велосипедистов это дорога очень популярна. Представляю, какой для них долгий и приятный спуск по этим извилистыми дорогам с крутыми поворотами.
Вершина эта очень популярна у любителей полазить по горам и у дельтапланеристов. Находишься так высоко, что видишь зависшие внизу облака. Поток ветра постоянный и достаточно сильный, так что просто разбегаешься и... вниз. Конечно, неопытному человеку никто не позволит прыгать самостоятельно, но можно договорится с профессионалом и он возьмет тебя с собой. Необходимо одеть специальный комбинезон-люльку, и вперед, в облака! Скорость в воздухе порядка 120 км/час и за 1,5-2 минуты можно долететь до огромного пляжа расположенного у подножия гор, до которого петлять на машине минут 30.
Пару дней назад я решил посетить русский район. Конечно же, он сейчас выглядит не так, как 40-50 лет назад, так как многие русскоязычные люди проживавшие здесь, разбогатели и переехали в коттеджи на холмах, в стороне от центра. А вместо них заехали китайцы и корейцы. Но все же, я с большим удовольствием и улыбкой пофотографировал ценники в магазинах гласящие "Piroshki with potato $1.25" и "Napaleon/Бонопарт $1.50". Русские эмигранты здесь гораздо более приветливые и дружелюбные чем, к примеру, в Нью-Йорке. Они не скрывают, что умеют говорить по-русски, всегда подскажут тебе, как найти нужную остановку или улицу, и при этом не матерятся.
Погода в этом регионе хороша для тех, кто не любит жары и в тоже время боится холода. Не смотря на висящее в зените Солнце, сильной жары не бывает практически никогда. К тому же, почти в любой момент, в течение 1,5-2 часов все небо может закрыться тучами, но дождя не будет. Будет просто ровное белое небо или туман. А через 1,5-2 часа опять солнце. Поэтому местные жители, выходя из дома, даже в самую солнечную погоду, берут с собой что-нибудь типа легкой куртки. Народ здесь обычно в океане не купается, так как вода никогда не прогревается, а предпочитает ездить отдыхать на Гавайи. Как это ни парадоксально, но гавайские туры в этом калифорнийском городе очень даже пользуются спросом.
Делая этот фоторепортаж, мне хотелось больше передать атмосферу города, чем пройтись с камерой по одним и тем же местам, хорошо описанным и представленным во всех туристических путеводителях по Сан-Франциско.
Но если Вы - человек, который предпочитает идти по четко обозначенному маршруту, воспользоваться Hotel Coupons, City Pass, съездить на экскурсию на Alcatraz или вокруг него, то направляйтесь сразу в San Francisco Visitor Information Center, который находится в центре города на улице Market. Здесь можно приобрести San Francisco City Pass за $34.75 на 7 дней. Это позволит вам сэкономить время и деньги. По City Pass вы можете посетить следующие достопримечательности: Blue & Gold Fleet Bay Cruise, California Academy of Sciences & Steinhart Aquarium, Exploratorium, California Palace of the Legion of Honor, San Francisco Museum of Modern Art; и в тоже время бесплатно ездить на муниципальном транспорте и кабельном трамвае.
В этом центре туристической информации, кроме нескольких бесплатных карт и путеводителей по городу можно проглядеть рекламки местных баров и ресторанчиков чтобы подобрать какой-то на свой вкус. К примеру, для креветочных гурманов - Bubba Gump. Кстати, там, рядом со входом, на скамеечке Форрест Гампа, все еще лежат "его" чемоданчик и коробка конфет. Часть ресторана выглядит как маленький музей, посвященный Форресту, а надписи на столах "RUN FORREST RUN" как бы подталкивают вас отведать все 25 блюд из свежих креветок. Только не забудьте вовремя перевернуть надпись на следущую: "STOP FORREST STOP".
Вот и я решил остановиться в своих исследованиях этого замечательного города. Все равно никакой жизни не хватит, чтобы охватить все то интересное, что присутствует, живет и развивается здесь. Даже Джим, навсегда влюбленный в Сан-Франциско и изъездивший его вдоль и поперек на своем Харлее, только на днях открыл для себя существование улицы с названием "А".
Прощаюсь с городом. Все готово. Аккумуляторы заряжены, камера проверена. Собираю рюкзак и выхожу на трассу в сторону Сан-Диего.
Хочется выразить большую благодарность Luba & Jim Cocoles за их постоянную заботу обо мне, экскурсии по городу и обеспечение максимумом информации о Сан-Франциско, а также Jackie Frost за незабываемую экскурсию к океану и в горы.