Музей рыцарей плаща и кинжала
В Вашингтоне с большой помпой открылся первый в мире Международный музей шпионажа. Правда, попасть в него смогли не все. Первыми пригласили представителей мировой печати. Простой же посетитель сможет ознакомиться с методами работы и подручными средствами рыцарей плаща и кинжала через несколько дней, предварительно заплатив за вход 11 долларов.
Дело в том, что в отличие от большинства столичных музеев, деятельность которых финансируется правительством, Музей шпионажа -- предприятие частное. Организаторы музея, на создание которого, как они сами утверждают, ушло несколько десятков миллионов долларов, надеются, что он станет местом паломничества многочисленных туристов и вложенные средства с лихвой окупят себя.
Сама же идея вынашивалась целых семь лет. Ветераны американских спецслужб давно хотели увековечить память о подвигах разведчиков и рассказать об этой таинственной профессии. В итоге они вышли на известного в США историка и коллекционера Киса Мелтона, который внес наибольшую лепту в создание музея, если говорить о его техническом оснащениия. Всего же в музее около 600 экспонатов. Самый крупный из них -- прототип автомобиля "Астон-Мартин" модели Джи-Би-5, на которой ездил киногерой Джеймс Бонд.
Это, естественно, не та самая машина, которая была задействована в съемках известной киноленты о похождениях агента 007, а ее точный слепок. Компания, сдавшая в аренду музею этот автомобиль, купила его совсем новым у британского производителя, а затем переоборудовала под точную копию автомобиля Бонда. Через каждые пять минут из его передних "поворотников" выдвигаются крупнокалиберные пулеметы и начинается стрельба. А багажник "Астон-Мартина" в считанные секунды превращается в пуленепробиваемый щит. Все это шоу сопровождается мелодиями из кинофильмов о Джеймсе Бонде под соответствующее световое оформление.
Среди других музейных ценностей -- знаменитая немецкая шифровальная машина "Энигма", которая применялась нацистами во время Второй мировой войны. Закодированные с ее помощью сообщения специалисты долгое время не могли расшифровать. В фондах музея -- видеокамеры и подслушивающие устройства, изготовленные с применением микротехнологий. Сильное впечатление производит миниатюрный набор шпионской техники, который, как сказано в пояснениях к экспонату, при необходимости может быть спрятан... в заднем проходе. Широко представлены "орудия труда" знаменитой восточногерманской разведки "Штази" и других спецслужб -- миниатюрное оружие, выполненное в виде губных помад, зонтиков, колец и т.д.
Специальная экспозиция посвящена истории создания советской внешней разведки, которая зарождалась в небольшом отделе ВЧК. Кстати, при входе в музей зрителю предстает подвешенный на тросах муляж памятника Феликсу Дзержинскому, как бы напоминая тот день, когда он был демонтирован и убран с Лубянки. Не могли мы спокойно пройти мимо еще одного экспоната -- шифрограммы завербованного советского агента, который в своем закодированном донесении сообщал секретные сведения о базировании советских межконтинентальных ракет. А начиналось это "невинное" послание так: "Дорогой мой брат! Мы с женой отдыхаем очень хорошо, купаемся два раза в день, а затем идем на массажные процедуры. Мы также принимаем солнечные ванны, в общем, поправляем свое здоровье. Библиотека здесь очень хорошая, много классики, но ее в основном читает жена, а я больше фантастику и приключения. Прочитал почти всего Жюль Верна...".
Здесь же в небольшом кинотеатре можно узнать, с какими трудностями сталкиваются профессиональные разведчики каждый день и какие мотивы толкают некоторых из них на предательство. Отдельный раздел посвящен представительницам прекрасного пола, сыгравшим заметную роль в истории шпионажа. Выставлены личные предметы самой знаменитой шпионки ХХ века Маргареты Гертруды Зелле, более известной как Мата Хари, ее гребень, которым она расчесывала свои шикарные черные волосы перед тем, как отправиться на свидание с очередным офицером французской армии, написанного рукой бывшей куртизанки. Своим хозяевам, руководителям немецкой разведки, она сообщала все, что могла узнать в постельных разговорах. Надо отметить, что этот метод сбора разведывательной информации впоследствии доказал свою высокую эффективность и был взят на вооружение многими спецслужбами мира. Как известно, судьба немецкого агента "Н-21" оказалась трагичной: после ареста и восьмимесячного заключения, превратившего некогда жгучую красавицу-брюнетку в дряхлую старуху, 15 октября 1917 года по приговору суда Мата Хари была казнена.
Одна из экспозиций рассказывает, как шпионов вербуют, как тренируют и какие тесты им приходится проходить. Кстати, тест на способность не раскрыть свою "легенду" посетители по желанию могут пройти прямо в зале. Однако особый сюрприз ждет посетителей сувенирного магазина музея. Зайдя за подарком на память, мы были немало удивлены, когда нам предложили сувенир с нашими фотографиями, сделанными при помощи скрытой камеры во время просмотра экспонатов.
Мы поинтересовались у организаторов, является ли случайностью то, что музей расположен буквально в одном квартале от штаб-квартиры ФБР. "Это действительно случайность, -- ответили они. -- Однако мы считаем вполне естественным, что музей, рассказывающий об истории шпионажа, находится именно в Вашингтоне, где на каждый километр приходится столько шпионов, сколько нет ни в одной другой точке мира".
Поскольку Соединенные Штаты на протяжении десятилетий были главным объектом усилий советской разведки, закономерен был и вопрос, нет ли среди экспонатов музея каких-либо предметов из бывшего СССР. Такие экспонаты действительно есть. Среди них оказались портативный передатчик, который можно спрятать в каблуке ботинка. Есть и миниатюрный пистолет советского производства, выполненный в виде женской губной помады.
Напоминанием противостояния американской и советской разведок в годы холодной войны служит прототип деревянного американского герба с вмонтированным в него подслушивающим устройством, который был подарен советскими властями послу США в Москве и провисел в его рабочем кабинете несколько лет. Однако эта операция была сорвана из-за болтливости советского премьера Никиты Хрущева. Тот в запальчивости заявил как-то госсекретарю США, что ему, мол, доподлинно известно о том, что американский посол в своих рекомендациях Вашингтону настойчиво предлагает убедить европейских союзников не продавать СССР нефтяное оборудование. Вскоре после этого американские контрразведчики обследовали сантиметр за сантиметром кабинет посла, и "жучок" был найден.
Переходя из одного павильона в другой, мы попали в какое-то полуподвальное плохо освещаемое помещение и поначалу решили, что заблудились. Однако немного оглядевшись, поняли, что оказались в подземном туннеле, стены которого были выложены мешками с песком. Точно такой же туннель был прорыт спецслужбами США в 50-х годах под территорию ГДР с целью наладить прослушивание телефонных разговоров располагавшихся в Германии советских войск. Этот подземный ход был напичкан новейшей по тем временам электроникой, с помощью которой и осуществлялось прослушивание. Здесь же почему-то стояла стиральная машина. По-видимому, у агентов американских спецслужб, денно и нощно отслеживавших переговоры, не было времени отнести свое белье в стирку. Кстати, надев специальные наушники, посетитель может ознакомиться с содержанием перехватов. Правда, этот суперпроект, разработанный ЦРУ и Агентством национальной безопасности, просуществовал недолго. Советским органам стало известно о туннеле еще в период его строительства, однако заявлять протест американцам сразу они не спешили, поскольку тем самым подставили бы под удар свой источник -- ценного агента.
В интервью исполнительный директор музея Питер Эрнест подчеркнул, что нынешнее событие -- это не чествование шпионажа, а попытка понять и объяснить явление, которое старо, как сам мир. Нет ли у организаторов музея желания пополнить со временем коллекцию чем-то свеженьким, например, предметами, принадлежавшими Олдричу Эймсу или Роберту Ханссену, которые оба сейчас отбывают пожизненное заключение за шпионаж в пользу России? Пообещав пополнение коллекции за счет новых экспонатов "по мере доступа к ним", Эрнест в то же время обратил внимание на то, что организаторы изначально ставили перед собой задачу "окунуть посетителя музея в мир шпионажа", показать ему, какими методами и с помощью каких средств осуществляется сбор секретной информации. "Шпионская техника, безусловно, меняется, становится более миниатюрной, -- сказал он. -- Однако методы, используемые рыцарями плаща и кинжала, к примеру, при осуществлении связи с центром, контактов с агентами, хранении секретной документации, и спустя десятилетия остаются прежними".
На открытие музея было приглашено немало почетных гостей, одним из которых оказался бывший директор ЦРУ Стэнсфилд Тернер. В беседе с нами он признал, что, хотя холодная война окончилась, а США и Россия теперь друзья, это не означает, что они прекратили сбор развединформации в отношении друг друга. Главное -- не доводить дело до серьезных шпионских скандалов, которые могут нанести урон двусторонним отношениям, и постараться, насколько это возможно, ограничить сбор информации о друг друге открытыми источниками. "Представим себе ситуацию, когда во время беседы президентов США и России Буш говорит Путину, что в его кабинете был пойман агент российской разведки, -- сказал Тернер. -- Это была бы слишком дорогая цена для наших двусторонних отношений. Поэтому лидеры государств должны задать себе простой вопрос, стоит ли свеч вербовка таких людей, как Эймс или Ханссен, и каковы возможные политические последствия в случае их провала". Ах если бы ЦРУ да послушалось советов своего бывшего шефа!
Еще одним приглашенным на открытие оказался бывший генерал КГБ Олег Калугин, приговоренный недавно московским городским судом к 15 годам лишения свободы по обвинению в государственной измене. Привлеченный к работе музея в качестве консультанта, Калугин рассказал, что его роль ограничивалась "привнесением опыта работы советской разведки" и оказанием методологической помощи. "Советская разведка на Западе часто ассоциируется с убийствами и другими безобразиями, -- сказал он. -- Такие эпизоды, конечно же, были, но нужен сбалансированный подход". По его словам, важно не превратить музей шпионажа в музей холодной войны.
Надо сказать, что приглашенные на церемонию открытия остались вполне довольны. Каждому из них на выходе был вручен подарок -- плакат "Миссия выполнена" с изображением человека в шляпе и плаще, а также компакт-диск с записями "шпионских песен" из серии "Грусть моя, ты покинь меня", но на американский манер.