Органы власти имеют не только права, но и обязанности
Дети гражданок Германии
должны знать много больше,
чем дети немецких отцов За правовой помощью обратилась одна иностранная гражданка. Архивные документы подтверждали присвоение её матери немецкого гражданства в 1944 году. Истица была рождена в браке с иностранным гражданином. Это значит, что согласно действовавшему до 01.01.1975 законодательству, ребёнок не приобрёл немецкого гражданства в силу и с момента рождения. Для детей, рожденных между 01.04.1953 и 31.12.1974, действовало следующее правило. Ребёнок немецкого отца (в смысле гражданства Германии, а не национальной принадлежности) приобретал немецкое гражданство в силу и с момента рождения. Рождённый в браке ребёнок гражданки Германии и иностранного отца не наследовал автоматически немецкого гражданства. Потомок немецкой матери наследовал её гражданство при наличии нескольких условий: а. в случае рождения ребёнка вне брака; б. при заключении брака с отцом после рождения ребёнка. Новое законодательство о гражданстве (Art. 3 Abs. 1 RuStaendG 74) давало возможность потомкам гражданок Германии подать специальную декларацию о своём желании наследовать это гражданство. Смысл этой декларации заключался в подтверждении собственного и свободного волеизъявления стать немецким гражданином. Такое заявление можно было подать в любое официальное немецкое учреждение, как на территории ФРГ, так и за рубежом. Срок подачи требуемой декларации закончился в 1977.
Кто не успел v тот опоздал? В нашем случае истица подала такое заявление только в 1994 году. Закон допускает более позднюю подачу деклараций. Продление срока представляет собой исключительную ситуацию и связано с рядом условий. Заявитель должен убедительно доказать наличие серьёзных обстоятельств, препятствовавших своевременной подачи декларации. Незнание немецкого закона о гражданстве и правовой ситуации может представлять собой такое серьёзное обстоятельство. В обычной судебной практике незнание законов не освобождает от ответственности. Заинтересованные лица всегда имеют возможность узнать правовую ситуацию в компетентных учреждениях, судах, у адвокатов и т. д. Это в нормальном случае. Понятно, что проживавшие в Сибири и в степях Казахстана ссыльные российские немцы не имели доступа ко всем этим информационным источникам. Отсутствие сведений о немецком гражданстве одного из родителей, безусловно, должно считаться таким серьёзным основанием. Иногда немецкие учреждения ссылаются на знание заявителем определённых фактов семейной истории, которые могли бы указывать на немецкое гражданства его матери. По мнению чиновников, заявитель должен был бы сам проявить инициативу и выяснить все обстоятельства дела. На этот аргумент я могут ответить следующим образом. Все, кто знаком с обстановкой первых послевоенных, да и последующих лет, знает: родители не рассказывали своим детям о факте присвоения им немецкого гражданства. И правильно делали.
При поиске виновного ведомство должно начать с себя Оправданием поздней подачи декларации может стать и поведение немецких ведомств. Во многих заявлениях о переселении, актах и прочих документах содержатся однозначные указания о присвоении предкам заявителя немецкого гражданства. Немецкие чиновники были обязаны указать всем заинтересованным лицам на требования закона о подаче декларации. Эта обязанность немецких ведомств относится к актам, заведённым примерно до 1993/94 годов. В нашем случае истица подала заявление о приёме в Германию в 1991 году. В анкете было ясно указано на факт натурализации матери в 1944 году. То же обстоятельство было подтверждено в личной беседе с сотрудником немецкого посольства. Федеральное административное ведомство не указало заявительнице на все эти важные обстоятельства и требования закона. Вместо этого она много лет безуспешно добивалась разрешения на переселение в Германию со статусом позднего переселенца. Все эти многолетние усилия и большие траты на ведение дорогостоящих судебных процессов были излишни. Путём подачи простой собственноручно написанной декларации о своём желании стать немецкой гражданкой, она могла бы без особых проблем переселиться в Германию. Для этого достаточно было простого указания ответственных служащих. К сожалению, чиновники не дали себе труда задуматься и проинформировать заявительницу о её правах и требованиях закона.
Суд указал чиновникам на их должностные обязанности Административная судебная палата Баден-Вюртемберга указало чиновникам на их служебные обязанности. Сотрудники ведомств и учреждений располагают обширной информацией и значительно лучше заявителей знакомы с положением дел. Отсюда вытекают и их обязанность своевременно предоставить обращающимся в ведомства лицам полную информацию по всем важных для них вопросам. Федеральное административное ведомство нарушило свои служебные обязанности. Это означает, что подачу истицей декларации в 1994 году следует считать своевременной и соответствующей законодательным предписаниям.
Но халатность и невнимательность продолжаются Этот случай весьма актуален и на сегодняшний день. Я постоянно занимаюсь разбором сходных дел. Как правило, обстоятельства укладываются в рамки одной схемы. В начале 90-х годов российский немец подал заявление о приёме в Германию со статусом позднего переселенца. Провал на экзамене на знание немецкого языка или иные обстоятельства привели к отклонению его заявления. Внимательное изучение поданных документов позволяли, однако, сделать вывод о наличии немецкого гражданства у матери заявителя. Несмотря на это, ведомства не объяснили заявителю все его права и обязанности. В таких ситуациях я рекомендую своим клиентам немедленно подать требуемую декларацию, после чего начинать ведение дела. Разумеется, нельзя давать гарантии успеха в каждом отдельном случае. Скорее правилом является упорная, длительная борьба с ведомствами и административными судами. Как показывает цитируемое мной решение верховного административного суда земли Баден-Вюрттемберг, заявители имеют неплохие шансы на успех.