Когда хозяева дерутся, у холопов чубы трещат
Я хотел бы через газету дать некоторые разъяснения по поводу нового иммиграционного законодательства. Как вы все наверняка знаете, голосами правящей коалиции (СдПГ/Зелёные) парламент ФРГ принял совершенно новую концепцию законодательства о правоотношениях иностранцев. Частью законодательного пакета стали, подчас, весьма серьёзные изменения закона о гражданстве и правах изгнанных. Особенно взрывоопасными для многих наших читателей могут оказаться новые правила приёма поздних переселенцев. Самое существенное новшество из этого обширного пакета v для внесения в решение о приёме со статусом согласно § 7 BVFG, "потомки российского немца" должны будут успешно сдать экзамен на знание немецкого языка. От совершеннолетних детей и внуков поздних переселенцев будут требоваться знания немецкого языка в качестве иностранной речи. Они могут быть приобретены путём самообразования или посещения лингвистических курсов. Несомненно, новые правила значительно затруднят совместное переселение в Германию больших, состоящих из представителей нескольких поколений семей. Большой интерес общественности и специалистов привлечён к вопросу, v а вступит ли вообще этот закон в силу, как и намечено, с 01.01.2003?
Скандал в Бундесрате Основания для сомнений даёт памятная всем скандальная история пропихивания этого законодательного пакета через Бундесрат. Большинство голосов в палате земель законопроект получил только в результате зачёта голоса федеральной земли Бранденбург в качестве вотума одобрения. "Положение о голосовании в Бундесрате" требует от представителей одной земли единого и согласованного вотирования по решаемым путём голосования вопросам и законопроектам. Представители этой земли проголосовали, однако, вразнобой. Министр-президент земли М. Штольпе (СдПГ) "за", а его заместитель Б. Шёнбом (ХСС) v "против". Председательствующий на этом памятном заседании Бундесрата правящий бургомистр Берлина К Воверайт (СдПГ) ориентировался на вотум руководителя земельного правительства и засчитал отдачу голоса землёй Бранденбург в качестве поддержки законопроекта. Такая сомнительная процедура проведения зачёта голосования, и дала руководимым христианскими демократами земельным правительствам и фракции ХДС/ХСС в Бундестаге отправную точку для сомнений в действенности закона, как такового.
Только Конституционный суд может вывести новый закон из силы Несколько дней назад иммиграционный пакет был подписан и федеральным президентом Й. Рау. Таким образом, законопроект прошёл все предписанные инстанции и приобрёл силу действующего закона. Оппозиция не смирилась с этим результатом и подала в Федеральный конституционный суд так называемый иск о проверке исполнения законодательных норм (Normenkontrollklage). Право на подачу такого искового заявления зарезервировано исключительно за представительными органами Федеративной Республики Германия. С помощью этого иска законодательные учреждения ФРГ могут обжаловать нарушения и ущемления своих собственных верховных прав в качестве руководящих органов страны. В своем иске жалующиеся федеральные земли ссылаются на нарушение их прав на свободу голосования согласно действующему уставу. По их мнению, корректное ведение заседания председательствующим К. Воверайтом, привело бы к провалу иммиграционного закона. В рамках разбора жалобы на нарушение действующих норм, Федеральный конституционный суд должен будет высказать своё руководящее мнение о соответствии принятого закона Конституции страны и квалифицировать процедуру голосования в Бундесрате.
Вселенский хаос и предвыборная тактика Вероятно, что Конституционный суд сможет высказать своё руководящее суждение ближе к концу года. Такой временной план весьма проблематичен с административной точки зрения. Целостная концепция закона ведёт к серьёзным изменениям структуры работы ведомств по делам иностранцев. Сотрудники этих учреждений должны пройти серьёзную переподготовку и приобрести навыки обращения с новыми административными правилами и предписаниями. Сами эти предписания в качестве подзаконных актов так же ещё должны быть выработаны компетентными министерствами и ведомствами. Не следует забывать и о необходимости заказать в типографии достаточное количество новых формуляров бланков. Узнают чиновники только в конце года, что новое законодательство всё же вступает в силу, в органах административного управления грянет вселенский хаос. Начнется подготовка к применению нового законодательства уже сейчас, а конституционный суд в конце года лишит этот закон силы, в системе также возникнут серьёзные организационные сбои. Пострадают от всей этой неразберихи, в первую очередь, иностранцы и поздние переселенцы. На их спинах и будут разыгрываться эти ведомственные сражения. Уже сейчас ведомствам по делам иностранцев требуется продолжительное время, порой до одного года, чтобы принять решение по текущим делам. Теперь чиновничья волокита получит новую благодатную почву для роста и процветания. Собственно говоря, истцы одновременно с жалобой могли бы подать в конституционный суд прошение об утверждении однократного судебного распоряжения (einstweilige Verfuegung). Такое распоряжение гарантирует спорящим сторонам неприменение нового закона и закрепление ныне существующего юридического положения до момента принятия судом окончательного решения. Практически, такое распоряжение предвосхищает окончательное решение. Оно может быть принято в короткие сроки, задолго до конца года. Возможно, что истцы отказались от этой идеи по предвыборно-тактическим соображениям. Поражение в конституционном суде могло бы стоить им голосов на федеральных выборах 22 сентября сего года.
Как бы чего не вышло Согласно последним сообщениям, возглавляемые христианскими демократами федеральные земли даже отказались принимать участие в работе межведомственной группы по подготовке реализации иммиграционного закона. Такая забастовка весьма проблематична. А если вопреки ожиданиям ХДС/ХСС конституционный суд всё же даст этому закону зелёный свет? Тогда с нового года все заявления должны будут решаться с применением новых нормативов. Как правило, сотрудники ведомств весьма неохотно принимают самостоятельные решения и ожидают инструкций и указаний сверху. В общем, они работают по освящённому веками принципу Гоголевского Акакия Акакиевича: "Как бы чего не вышло". Это значит, что ведомства получат ёще одно основание для затягивания процедуры рассмотрения заявления и принятия по нему ведомственного решения до "после дождичка в четверг". Это, однако, явилось бы вопиющей несправедливостью по отношению к "простым смертным", которые годами ожидают воссоединения со своими родным, репатриации на историческую родину или иммиграции в Германию.