Главные принципы и особенности немецкого иностранного права Grundprinzipien und Besonderheiten des deutschen Auslaenderrechtes sind von grossem Interesse fuer zahlreiche Leser von LPartner?. Ueber die
Главные принципы и особенности немецкого иностранного права
Grundprinzipien und Besonderheiten des deutschen Auslaenderrechtes sind von grossem Interesse fuer zahlreiche Leser von LPartner?. Ueber diese Prinzipien und verschiedene Kategorien von Auslaendern berichten in ihrem Artikel die Fachleute fuer Auslaenderrecht v Rechtsanwaelte der Firma LDrozd & Kollegen?.
Как уже упоминалось в нашей предыдущей публикации, иностранное право Германии базируется на определённых принципах и имеет свои особенности. Напомним также, что ни одна страна в мире не заинтересована уравнивать в правах иностранцев со своими гражданами, и Германия в этом смысле - не исключение.
Законодательство ФРГ и, в первую очередь, Конституция, обеспечивая равенство населения в соблюдении основных прав и свобод человека, в то же время содержит специальные нормы и правила, регламентирующие порядок въезда - выезда, проживания и передвижения иностранцев на своей территории, их взаимоотношения с органами власти и управления, а также другие вопросы. Так, например, ст. 2-6, 13, 14, 17 Конституции ФРГ провозглашают равные для всего населения права на жизнь и физическую неприкосновенность, на свободное проявление личности, равенство перед законом, неприкосновенность жилища и частной собственности, право наследования, свободу совести и вероисповедания, свободу высказывать своё мнение, право на информацию и её распространение, на обращение с письменными просьбами и жалобами в компетентные органы, на охрану здоровья, защиту брака и семьи.
В то же время Конституция страны называет правообладателями в отдельных случаях только немцев. Так например, в ст. 8 записано, что все немцы имеют право на мирные собрания без специальной регистрации или разрешения властей, на создание союзов и обществ, не противоречащих законодательству и конституционному порядку (ст. 9), право свободного передвижения и проживания в пределах страны (ст. 11), право на свободный выбор профессии, места работы или учебы (ст. 12). Статья 12-а определяет воинскую обязанность немцев, а ст. 16 устанавливает, что ни один немец не может быть выдан иностранному государству. Избирательные права также имеют только немцы. Немцем, согласно ст. 116 Конституции, является тот, кто имеет немецкое гражданство или был принят на жительство в качестве беженца либо изгнанного немецкой национальности, а также в качестве супруга или потомка данных лиц.
Бывшие граждане Германии, утратившие немецкое гражданство в период с 30 января 1933 г. до 8 мая 1945 г. по политическим, расистским или религиозным причинам, и их потомки становятся гражданами Германии по заявлению. Они считаются не утратившими гражданство с самого начала, если поселились на постоянное место жительства в Германии после 8 мая 1945 года и не отказались от данного права.
Порядок получения немецкого гражданства иностранцами является предметом отдельного разговора, поэтому мы не будем подробно рассматривать его в рамках данной статьи, а остановимся на категориях иностранцев и различиях в их статусе по немецкому законодательству.
Правовое положение иностранцев в Германии регламентируется Законом об иностранцах - Auslaendergesetz. Законодательство Германии подразделяет иностранцев на различные категории и по-разному определяет их права и обязанности в зависимости от статуса их пребывания в стране.
Контингентные беженцы - Kontingentfluechtlinge v это лица, принятые на постоянное жительство в Германию в рамках оказания гуманитарной помощи и поддержки. Основным законодательным актом, определяющим их правовое положение, является LGesetz ueber Massnahmen fuer im Rahmen humanitaerer Hilfsaktionen aufgenommene Fluechtlinge? (HumAG) (BGB 1 1057, BGB 1 1354).
Политические беженцы v это лица, обратившиеся к властям ФРГ с просьбой о предоставлении политического убежища. С момента подачи соответствующего заявления - Asylantrag до принятия окончательного решения по этому заявлению данное лицо имеет статус соискателя политического убежища - Asylbewerber. В случае положительного решения ведомства, Bundesamt fuer die Anerkennung auslaendische Fluechtlinge, беженец получает более благоприятный статус Asylberechtigter. Положение политических беженцев регулируется статьёй 16-а Конституции ФРГ, а также специальным законом Asylverfahrensgesetz (AsylVfG), а после получения ими статуса Asylberechtigter v соглашением Abkommen ueber die Rechtsstellung der Fluechtlinge vom 28.06.51 (BGB 1 1953 II 559).
Право убежища может быть предоставлено лицу, преследуемому в своей стране по политическим мотивам. Этим правом в Германии не могут воспользоваться те лица, которые прибыли из стран v членов Европейского сообщества или других стран, в которых гарантированы основные права и свободы человека, установленные международными договорами о правовом положении беженцев.
Государства, не относящиеся к Европейскому сообществу, решают вопросы о выдаче беженцев с Bundesrat-ом. В случае истечения срока предоставления убежища выдача беженца может быть произведена независимо от привлечения им юридической помощи.
Иностранцам, претендующим на статус политического беженца, следует представлять достаточно убедительные доказательства политических преследований в своей стране, в том числе по отношению лично к ним, так как в случае серьёзных сомнений в правдивости их доводов они будут выдворены из страны. И ещё: не следует забывать о своевременном представлении всех истребуемых компетентными органами доказательств и документов, так как задержки могут быть расценены как отсутствие доказательств.
Прочие иностранцы v это лица, получившие вид на жительство в ФРГ по иным основаниям, например, в результате брака с немецким гражданином, по трудовому контракту, межправительственному соглашению и т.д.
Все перечисленные выше лица не являются немцами согласно ст. 116 Конституции ФРГ. Следовательно, они не имеют немецкого гражданства и связанных с ним прав и возможностей.
Все категории иностранцев имеют право на въезд, проживание, передвижение и осуществление различных видов деятельности в стране лишь с разрешения компетентных государственных органов и на основании действующих законов ФРГ и международных договоров, в которых она участвует. Все лица, проникшие на территорию страны иными способами, обязаны покинуть её.
Иностранец обязан выехать из страны, если он не имеет или утратил необходимое разрешение на пребывание. Согласно Закону, выезд из страны должен быть осуществлен, если иностранец: въехал в страну без разрешения, либо по истечении срока действия разрешения на пребывание не ходатайствовал о продлении или выдаче другого разрешения на пребывание, либо не ходатайствовал о первоначальной выдаче необходимого разрешения на пребывание и предусмотренный законом срок ходатайства истек. В остальных случаях выезд из страны должен быть осуществлён лишь в случае, если последовал отказ в выдаче разрешения на пребывание либо иной административный акт, по которому иностранец обязан выехать из страны.
Срок выезда заканчивается не позднее 6 месяцев после вступления в силу положения, согласно которому обязанность выезда не подлежит обжалованию. Он может быть продлён на определенный срок в особо тяжёлых случаях.
Обязанный выехать из страны иностранец, желающий сменить на срок более 3-х дней квартиру или район компетенции Ведомства по делам иностранцев, должен предварительно сообщить об этом Ведомству. Если иностранец намерен выехать в другую страну v член Европейского сообщества, он должен сначала получить соответствующее разрешение на въезд и пребывание в ней. Паспорт или заменяющий его документ иностранца до момента отъезда сдаётся на хранение в указанное Ведомство.
Кроме того, у иностранцев, уже пребывающих в Германии на законном основании или имеющих такое разрешение, это разрешение может быть отозвано в случаях, если иностранец: не имеет больше действительного паспорта или заменяющего его документа, или изменил или утратил своё гражданство, или ещё не въехал в страну, или теряет силу или становится недействительным его признание в качестве беженца или другой законный правовой статус. В этих случаях, как правило, может быть отозвано разрешение на пребывание и членов семьи иностранца.
Разрешение на пребывание в стране теряет силу, кроме случаев истечения срока его действия, отзыва или наличия вызывающего его условия в тех случаях, когда иностранец: выдворяется из страны, или выезжает из страны по причине, не являющейся временной по своей сути, или выезжает из страны и не въезжает в неё в течение 6-ти месяцев или в течение более длительного времени, чем установлено Ведомством по делам иностранцев срока.
Вышеуказанные положения не противоречат международным договорам Германии со странами Европейского сообщества и с третьими странами об основных правах и свободах граждан и правовом положении беженцев, которые должны быть гарантированы в странах v участницах этих соглашений.
В необходимых случаях вопросы правового положения иностранцев разрешаются между соседними государствами на основе взаимности.