Замки Людвига II Баварского
Король Баварии Людвиг II, нелюдимый и романтичный, приказал построить для себя на одинокой скале, недалеко от деревушки Швангау замок Нойшванштайн (1868 - 1886 гг.). Он был воздвигнут в стиле рыцарской крепости и роскошно обставлен.
Планы и чертежи разработали Эдуард Ридель, художник-декоратор Христиан Янк и Георг Дольман. Выполненная в романтическом стиле крепость с пятиэтажным дворцом по образцу Вартбурга с ее многократными реминисценциями из театрального мира Рихарда Вагнера, она стала в наши дни воплощением романтической средневековой крепости. Лоэнгрин, Тангейзер, Парцифаль, Грааль - все образы, герои и легенды немецкого средневековья чудесным образом оживают в ней.
9 июня 1886 года государственная комиссия прибыла в Хоэншвангау с целью объявить короля недееспособным. Три дня спустя король Людвиг II отправился в свою последнюю поездку из Нойшванштайна в замок Берг. 13 июня он погиб в озере Штарнбергзее при невыясненных обстоятельствах.
Каждый зал замка - это гимн операм Вагнера, героям германских легенд.
Мраморный тронный зал был задуман как зал Парцифаля. Планы помещения в роскошном византийском стиле были созданы Эдуардом Илле и Юлиусом Гофманом. Это двухъярусный зал с длинными рядами колонн, украшенный имитацией порфира и лазурита. Он заканчивается полукругом позолоченной апсиды. Девять ступеней из каррарского мрамора ведут к помосту, где должен был встать трон из золота и слоновой кости. Однако этому уже не суждено было осуществиться.
Под сияющим голубым небосводом купола восседает Христос, окруженный Марией и Иоанном, а ниже располагаются короли-святые: Казимир, Стефан, Генрих, Фердинанд, Эдуард и Людовик. Драгоценный канделябр в форме византийской короны ил позолоченной меди несет 96 свечей и весит 18 центнеров.
Отделанное дубовыми панелями помещение столовой украшено картинами Фердинанда Рилоти и Иосифа Айгнера. Они изображают миннезингеров, а также сцены из легендарного песенного состязания в Вартбурге 1207 года.
Неоготическая королевская опочивальня ослепляет изобилием резных украшений и орнаментов. Четырнадцать резчиков в течение четырех с половиной лет трудились над их изготовлением. Картинное убранство помещения посвящено в основном истории Тристана и Изольды, глубоко поразившей 20-летнего короля. Одноименная опера Рихарда Вагнера была поставлена в 1865 году во время пребывания короля Людвига в Мюнхене.
К спальне примыкает маленькая молельня Людвига II. Она посвящена святому Людовику - королю Людовику Французскому - в честь которого был назван монарх. В разрисованный стрельчатый свод врезан богато украшенный резьбой створчатый алтарь.
Щедро украшенная гостиная с расположенным спереди эркером, так называемом "лебединым" углом, посвящена образу лебединого рыцаря Лоэнгрина. Большие панно художников Гаушильда и фон Геккеля изображают сцены из легенды о Лоэнгрине. Кроме того, лебединый мотив возникает в резных украшениях деревянной обшивки и в золотом шитье на шелковых обивках и портьерах.
Рабочий кабинет короля оформлен в романском стиле. Созданные Иосифом Айгнером гобелены, филигранно вработанные в дубовую обшивку стен, иллюстрируют легенды о Тангейзере и состязании певцов в Вартбурге.
Зал певцов занимает всю восточную часть четвертого этажа. Несколько лет назад в этом великолепном зале стали проводить замечательные концерты.
Замок Хоэншвангау.
На утесе возвышается замок Хоэншвангау, бывшая резиденция Вельфов и Хоэнштауфенов. Король Максимилиан II, отец Людвига II, будучи кронпринцем, унаследовал в 1832 году крепостные руины и восстановил их в средневековом стиле по мечтательно-романтическому замыслу архитектурного и театрального художника Доменико Квадлио. В замке Хоэншвангау король Людвиг II провел большую часть своего детства и юности. Именно здесь он познакомился с легендарным миром лебединого рыцаря Лоэнгрина.
Замок, затерявшийся среди мрачных елей, больше похож на средневековое поместье. Со своими небольшими донжонами и скромными башенками возвышается он над великолепным ландшафтом.
Во дворе есть фонтан в виде лебедя. На втором этаже находится зал рыцаря с лебедем, украшенный фресками на тему легенды о Лоэнгрине. Комната королевы и зал приемов (Зал Героев) оформлены на темы германских легенд, в которых прославляются средневековые рыцари. В замке есть пианино, на котором играл Вагнер.