О велосипедированности Германии
Этот вид колесного транспорта по массовости стоит на втором месте после автомобиля. А, вполне возможно, что и достойно соперничает с авто. На велосипеде едут в супермаркет за продуктами – для этого впереди руля или сзади, на багажнике крепится металлическая корзина. На велике везут детей в детский сад. В этом случае необходимо специальное пластиковое сиденьице на месте багажника, со спинкой, подножками, ремнем безопасности. А нередко дитёнок сидит в специальной коляске, которая едет за велосипедом прицепом – такой транспорт издали видно по высокому сигнальному флажку. Специально оборудованный велосипед – принадлежность почтальона, трубочиста… другие профессии на ум не приходят, они не так приметны. Часто встретишь монахиню на велосипеде.
Попытайтесь вообразить эту массу велосипедистов: бабушки и дедушки, ученики и студенты, тети и дяди, худенькие и спортивные, и очень толстые - едут в магазин, в школу, на работу, на прогулку, по делам. Если это представилось вам некоей стихийной массой, то сейчас же все отмените. Ничего подобного. Все упорядочено, регламентировано и санкционировано.
Еще в начальной школе дети готовятся стать полноправными участниками дорожного движения. В качестве велосипедистов. Учат правила дорожного движения. Сдают теоретический экзамен – полицейскому. Потом практическое вождение на городской улице, тоже, понятное дело, полицейским. И получают право вождения велосипедом. У нашей Анютки это уже позади. А волнений-то было! Не меньше, чем у папы, когда он пересдавал здесь экзамен на подтверждение своих автомобильных водительских прав.
Условия для велосипедистов созданы отличные. Они могут, конечно, ехать и в общем потоке машин по любой дороге (кроме автобана, слава Богу), и бедные автомобилисты боятся их как огня. Но есть и специальные дорожки. У нас, в Мюнстере, они проложены по обеим сторонам улицы рядом с пешеходной дорожкой и отличаются цветом: для пешеходов положена серая плитка, а для велосипедистов – красная. Шириной – около двух метров. Ехать по ней – одно удовольствие.
Всюду найдешь специальную стоянку для велосипедов: около школ, у магазинов, у поликлиники, около любого общественного учреждения, в зонах отдыха. Там стоят в ряд специальные металлические или бетонные штуки с ячейками. В эти ячейки ставится переднее колесо велосипеда, и он уже никуда не сваливается. Иногда вместо этих «штук» лежит толстенное бревно с поперечными пропилами с обеих сторон, в эти пропилы и ставится колесо. У подъездов жилых домов тоже имеются небольшие велосипедные стоянки, там мы оставляем свои машины и днем, и ночью. Правда, запираем на замки, но эти велосипедные запоры не серьезные какие-то, как сказал мой старшой сын, это замки от тех, кто не собирается воровать.
С велосипедом можно спуститься в метро, проехать несколько станций, подняться на поверхность и опять оседлать свою двухколесную технику.
Даже дождевики специальные продают, именно для езды на велосипеде.
Сейчас, летом, очень многие автомобили едут с велосипедами на крыше. Один- два велосипеда стоят, закрепленные на специальных багажниках, но багажников сразу и не разглядишь, а конструкция эта двухэтажная выглядит довольно необычно.
Более всего меня умиляет, когда на велосипеде едет какая-нибудь величественная фрау преклонных годов. С элегантной прической, в длинной юбке – катит себе, накручивая педали. Прямо картинка из начала велосипедной эры. Только бы бабуленьке еще широкополую шляпку, да велосипед другой модификации, с большим передним колесом.
Немцы, надо сказать, велосипедом владеют виртуозно. А как иначе, если они, считай, всю жизнь с ним не расстаются – как оседлали в детстве, так и ездят до глубокой старости. Едут мама и ребенок, на оживленной площади перед магазинами лавируют между людьми. Сынуля, лет пяти, на своем велосипеде, понятно, и обязательно в каске. Мама одной рукой держит свой руль, второй рукой правит сыновним велосипедом, детским, к нему еще наклониться надо!
Остается закончить, перефразировав еще одну не мою фразу: «Велосипед в Германии не роскошь, а средство передвижения».