Если забить в любую поисковую систему слово Версаль, то «найдется все»: от отечественного дивана, который назван этим гордым именем до гостиничного комплекса в Виннице. Но о самом Версале ни слова. Дворец Версаль (Chateaux Versailles) когда-то был глухой деревенькой, буквально рядом с Парижем. Собственно Людовик XIII, отец Людовика XIV - короля-солнца, любил охоту (впрочем, сын его тоже ее любил). А в лесах, окружавших деревню, водилось много дичи, поэтому охота там была чудесной. Людовик-папа построил в Версале небольшой охотничий павильон. Сын дело отца поставил на широкую ногу. Людовику XIV порядком поднадоел Лувр и мелковатый Тюильри. Душа требовала размаха. В 1670 году в Версале был построен дворец классического стиля, вокруг был разбит роскошный парк.
Собственно, нас интересует именно парк. Надо сказать, что и сегодня этот парк производит сногсшибательное впечатление на посетителей. Парк занимает площадь в 100 га. Его автор - талантливый ландшафтный архитектор и дизайнер (так звучит в современной интерпретации эта профессия) Анри Ленотром. С 1668 по 1689 годы он вычертил четкую симметрию аллей и низкие партерные газоны и цветники вокруг дворца. Четкие линии подстриженных деревьев и кустарников «создавали образ абсолютной гармонии, величия, неизменности порядка». Строгая архитектоника парка не утомляет своей монотонностью, скорее напротив, то тут то там разбросаны цветники, боскеты, скульптурные группы, фонтаны, каскады. Огромное зеленое пространство парка разделено Большим каналом, который тянется почти на 2 км и пересекается в центре Малым каналом.
Анри Ленотр создал так называемый регулярный (в том смысле, что геометрически правильный) «французский» сад. Это новый тип садов. Он как шкатулка с секретом или секретер с двойным дном - у него тоже есть свой секрет. Версальский парк был придуман так хитро и расчерчен по линейке, что с определенных точек посетители могли наблюдать «ясную линейную перспективу». Регулярный «французский» парк» стал образцом для повторения в знаменитых императорских резиденциях России и Германии - в Петергофе и Сан-Сусси.
Возможно, попасть в Версаль весной кому-то покажется более интересной затеей, но представьте себе прохладный денек поздней осенью, вы находитесь в одном из многочисленных уголков этого огромного произведения. Посетителей в это время года не очень много. Вы выдыхаете незаметные облачка пара и стараетесь проникнуться тем, как много сил, творчества и любви вложено в каждый сантиметр территории, отведенной для этого шедевра. Кажется что чистый и прохладный, насыщенный нежным запахом хвои воздух пробирается в мозг. Все эти природные ингредиенты и тяжесть истории заставляет действительно восхищаться тем, что смогли сотворить, уберечь и ухаживать год за годом. Что касается топиарного искусства, в Версале это на каждом шагу. Безусловно, больше всего поражают вековые липы, отстриженные вдоль и поперек без изъяна.