Париж. Классика, только классика
Эйфелева башня Когда-то ее называли "железным чудовищем" и сравнивали с гигантским безвкусным подсвечником, но если вы не побываете на ней, то никогда себе этого не простите. Да и как можно - быть в Париже и не подняться на Эйфелеву башню?! Когда-то многие ее недоброжелатели даже настаивали на сносе этого сооружения. Среди негодующих был, как известно, и Ги де Мопассан. Теперь парижане сменили гнев на милость, и то, что раньше называлось "подсвечник", называется "динамичный силуэт", а саму башню зовут ласково: "Старая дама", что и понятно: вот уже более 100 лет возвышается она в западной части Парижа. Легендарная башня - не только украшение Парижа и отличная телевизионная вышка, но и, конечно, место паломничества многочисленных туристов. По многоязычию Эйфелева башня запросто может поспорить с Вавилонской. И вавилонское столпотворение наблюдается тут каждый день. Каких только языков ни услышишь!.. Маленькая хитрость: нет смысла переплачивать за посещение второго уровня - никто не проверяет. Зато если желаете посетить третий, тут уж придется раскошелиться, только тогда "стеклянный стакан" поднимет вас над Парижем. Впрочем, третий уровень не всегда доступен. Иногда просто закрыт - без объяснений. Для перемещения между уровнями можно, конечно, пользоваться лифтом, если не жалко времени на ожидание, а можно бегать с уровня на уровень пешком по гремящим металлическим лесенкам - прямо около мощных железных брусьев и гаек, что, на мой взгляд, гораздо интереснее. Кроме милых ресторанов и кафе, сувенирных киосков, есть здесь даже свое почтовое отделение для желающих отправить открытку прямо с Эйфелевой башни. Пусть друзья завидуют еще до вашего приезда на родину - специальная марка не оставит им ни одного шанса на сомнение в том, что вы пишете именно с Эйфелевой башни. Сетка, ограждающая смотровые площадки, через которую очень неудобно делать снимки, безуспешно пытается скрыть от взгляда мосты через Сену, и вербы, и пруды, и весь громадный Париж, в общем, всю так называемую "Эйфелеву панораму". А есть еще "колодец", в который хоть и страшно, но очень соблазнительно наклониться с балкона, опоясывающего первую платформу. Внизу по широченной улице бегут крошечные автомобили, люди-муравьи стоят у касс... В 80-е годы, видимо, насмотревшись на американских фанаток аэробики и пластических операций, французская "Старая дама" тоже решила похудеть и омолодиться. На несколько сот тонн были облегчены многие металлические конструкции. Реконструировали не только все три платформы, но и рестораны, бары, сувенирные киоски - обновляться, так обновляться. Было изменено и освещение. Раньше башню просто подсвечивали снизу прожектора, но потом было решено усилить эффект, установив на самой башне множество светильников. Теперь ночью она похожа на огромную светящуюся игрушку. Триумфальная арка Еще один символ Парижа -Триумфальная арка - расположен на площади Этуаль (т.е. Звезды). Сама площадь названа так не зря: от нее как бы лучами расходятся 8 улиц, а в центре и расположена знаменитая Триумфальная арка, под сводами которой горит Вечный огонь в память о погибших в мировых войнах. Эта "дама" еще более старая, чем Эйфелева: строительство арки было закончено в 1836 году. Причинами ее возведения были имперские амбиции, самомнение господина Наполеона и желание польстить ему господина Шальгрена, вызвавшегося отразить в камне все великие завоевания наполеоновской эпохи. Однако то ли завоеваний было слишком много, то ли работников слишком мало - работа растянулась на долгие годы, и не успели строители размахнуться с прославлением эпохи, как она закончилась. И результаты ее, естественно, пересмотрены. Сразу как-то обнаружилось, что в истории Франции, кроме наполеоновских войн, есть и другие события, а этому корсиканцу и одного рельефа вполне хватит - он и на один не наработал. Вообще, если есть возможность, обязательно рассмотрите эти рельефы вблизи - они того стоят. Так, например, драматизмом и глубиной образов сразу же обращает на себя внимание рельеф "Марсельеза" - таково его неофициальное название, посвященный выступлению добровольцев в 1792 году. Современники сразу отметили особое мастерство автора рельефа - Франсуа Рюда. Скульптора вдохновили те героические дни французской истории, когда звучал знаменитый призыв "Отечество в опасности!". Рельеф представляет целую драматическую сцену. В образах античных героев изображены повстанцы, возглавляемые Марианной - крылатой женщиной во фригийском колпаке - с развевающимися по ветру волосами летящей над ними и призывающей в бой. Марианна - еще один традиционный символ Франции. Сейчас уже ничто, кроме памятников, не напоминает об этих героических днях. Площадь Звезды окружена деловыми и торговыми кварталами, которые, несмотря на свою деловитость, очень красивы и состоят из великолепных архитектурных ансамблей. Это самый пышный район этого пышного города. От все той же площади Звезды ровным широким проспектом уходит на восток центральная улица Парижа - широченные всемирно известные Елисейские поля. По обеим сторонам всегда шумных Елисейских полей роскошные зеркальные витрины магазинов чередуются с дорогими ресторанами и кафе; мчатся по ним блестящие авто, фланирует и попивает кофеек самая разнобразная публика. Елисейские поля приводят нас к еще одной знаменитой площади - площади Согласия, Place de la Concorde, с пиком-обелиском. По кругу расположились статуи, изображающие французские города, дамы, естественно. Французы оказались верны себе... Говорят, одна из статуй изображает совсем не город Бордо, а возлюбленную скульптора. Монмартр Монмартр, где жили и творили знаменитые художники ХVII-ХIХ веков, давно стал легендой. Впрочем, поэты тоже находили весьма привлекательным этот район. Не знаю, как поэты, а художники творят там и сейчас. И в каждой витрине - картины, картинки, картиночки, открыточки... Большие, маленькие, и совсем крохотные. В основном - с видами все того же вдохновляющего Монмартра - с неизменным фонарем и брусчатым спуском. Сам Монмартр - традиционное пристанище людей очень небогатых. Много здесь проституток и художников. И фиалки действительно продают - рано утром, выйдя на узкую улочку, можно обнаружить старую... даму (не будь она парижанкой, вполне сошла бы за старую каргу) с лотком трепещущих фиалок в капельках воды. Несмотря на обилие проституток и арабов, необычный поэтический дух этого района сохраняется по-прежнему. Здесь мирно соседствуют разодетый трансвестит Пьер (а время от времени - Жанна), стоящий в подворотне, и седой художник, который поставил свой мольберт прямо на улице и, не обращая ни на кого внимания, рисует свой любимый, свой незабвенный Монмартр. По Монмартру лучше всего просто не спеша прогуливаться, потихоньку окунаясь в особый мир парижских бульваров (только днем - вечером лучше по одному не окунаться). Вначале немало сил уходит на то, чтобы просто не запутаться: лучи бульваров разбегаются от маленьких и больших площадей, пересекаются, сплетаются и очаровывают моментально. Такая пешеходная прогулка обычно приводит на Монмартрский холм. Отсюда открывается восхитительный вид на Париж. Холм довольно высокий, поэтому лучше подняться на фуникулере, чем тащиться наверх по крутой лестнице. Монмартрский холм венчает церковь Сакре Кёр - Святого Сердца - трепетно бьющееся маленькое сердце этого большого города. Собор Парижской Богоматери Как известно, именно с острова Сите начался Париж. И именно на острове Сите находится и знаменитый собор Парижской Богоматери - Нотр Дам де Пари. Двухголовый Нотр-Дам, чье название начинающие изучать французский язык пытаются перевести как "Наши дамы", что неизменно вызывает смех. Хотя в каждой шутке есть доля правды. Смотрите сами: "старая дама" (Эйфелева башня), нотр-дамовская "дама", старые дамы в Тюильри, без которых и Париж не Париж... А вспомнить национальные французские символы!.. Марианна во фригийской шапочке, Жанна д'Арк в сверкающих латах... Нотр-Дам как-то особенно красиво смотрится летом, и удручающе зимой, слякотной и унылой парижской зимой, делающей все-все жутко серым (исключение - Рождество и Новый год, когда все, что можно, украшают лампочками). Огромный лепной "цветок" украшает вход в здание, которое кажется тем легче,чем выше поднимаешь глаза - твердый камень сплетается в легкое изящное кружево. Окна, как и в каждом уважающем себя готическом соборе, украшены витражными стеклами с изображениями святых, что производит особое впечатление... Наверное, потому, что витраж ведь не только пропускает свет, но и сам светится, и свет его оживляет. Разноцветные блики играют на полу, колоннах и арках собора. Высокие стройные столбы, окруженные тонкими полуколонками, тянутся вверх к мерцающим в глубине храма окнам. Несмотря на обилие туристов, атмосфере как-то удается остаться благоговейной. Увитая цветами белоснежная Пресвятая Дева Мария - юная и хрупкая - поражает тихой женственностью и душевной красотой. Около каждого святого - свечи: воск, налитый в металлические плошечки. Тут же - ящик, в который нужно бросать монетку, и цена. И все. Никаких бабулек-кассирш. Сколько кто туда опускает, никто не видит, да и не смотрит. А еще с высоты собора открывается прекрасный вид на Париж - едва ли не лучший, соперничать с ним может только вид с Эйфелевой башни. Дефанс Самый оригинальный, на мой взгляд, район Парижа, Дефанс, в буквальном переводе "защита", называется так по имени памятника, открывающего этот район. Попасть туда несложно: авеню Шарля де Голля приведет к Сене, переехав которую, вы и окажетесь в Дефанс. Если ехать на метро, то лучше выйти на Эспланаде, не доезжая до La Grand Arche de La Defense. Отсюда открывается потрясающий вид на этот удивительный район. Небоскребы. Футуристические скульптуры. Огромный небесно-голубой шар, поделенный на клеточки и как бы вдавленный в землю. Так создатели Дефанс видели будущее. Строительство этого "города будущего" началось еще в 60-е годы, когда мир потрясали достижения науки и техники, полеты человека в космос, невиданные успехи химии, дававшие возможность создавать принципиально новые материалы. Оптимистический дух времени вдохновлял футуристов, а будущее казалось прекрасным и фантастическим. И вот здесь стали расти небоскребы, возведение каждого из которых воспринималось как нечто символическое - почти завещание потомкам; отсюда и названия выстроенного - Манхэттен, Европа. Чем-то напоминает названия улиц городов, отстроенных после войны. Все здесь искусственное - даже воздух искусственно отфильтрованный с искусственным же запахом хвои. Здесь предполагалось жить, но показалось как-то неуютно. Теперь в этих зданиях офисы. Сама Эспланада - практически идеально ровная поверхность. Когда идет дождь, вода стоит ровным слоем по всей площади. Лужи в городе будущего исключены. Вообще эти мечтания о городах для счастливых людей были и до Дефанс и, судя по всему, тревожили умы французов давно - вспомнить хотя бы грандиозные замыслы Корбюзье, который проектировал многоэтажные дома, где каждая квартира имеет озелененную террасу, со внутренними лестницами и балконами. Дефанс так же далек от Парижа, бурлящего в километре отсюда, за Сеной, как и от Нью-Йорка, деловито жужжащего в своих небоскребах. Он странная материализовавшаяся, но не сбывшаяся мечта, "ненаше" незаселенное будущее. Латинский квартал А вот и студенческий рай - Латинский квартал, где расположено большинство учебных заведений Парижа. Здесь же широко раскинулась легендарная Сорбонна - старинный университет, обучающий четверть всех французских студентов и являющийся главным "поставщиком" безработных. Последнее происходит, по мнению многих, из-за того, что общедоступность высшего образования во Франции возведена в принцип. Поэтому и кажется чуть ли не логичным, что образование дает человеку не столько возможность зарабатывать, сколько более высокий культурный уровень. По соседству с Латинским кварталом расположен старинный особняк "Отель Матиньон" - резиденция главы французского правительства. Здесь же, в левобережной части города, заседают и члены обеих палат французского парламента: сенаторы - в Люксембургском дворце, а депутаты Национального собрания - в Бурбонском. Бог мой, так вот посмотришь - одни дворцы... Хотя, кроме блеска Елисейских полей, есть еще бедность восточных кварталов и "Красный пояс", которым явно против воли украсился модник - Париж. Но это уже другая история.